Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ

Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения
(МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения
ПРИКАЗ
13.08.2025

№

251осн

Об утверждении
Положения о тьюторском сопровождении
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», уставом МАОУ СОШ №9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения (приложение).
2. Признать утратившим силу приказ от 30.08.2022 №356осн «О тьюторском
сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Делопроизводителю Аленчик М.В. ознакомить с Положением о
тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ МАОУ СОШ № 9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения, утвержденным настоящим приказом,
работников МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением
краеведения под подпись.
4. Заместителю директора по УВР Рагозиной М.Ю. разместить Положение о
тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ МАОУ СОШ № 9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения, утвержденное настоящим приказом, на
сайте МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения в
сети «Интернет» в сроки, установленные законодательством.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор

Е.А. Кальченко
Документ подписан электронной подписью

Серийный №: 181495399643094500622935930299388105576
Кому выдан: Кальченко Евгений Александрович
Действителен c 26.09.2024 по 20.12.2025

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углублённым изучением краеведения
от 13.08.2025 251осн
Положение о тьюторском сопровождении обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
1. Общее положение
1.1.
Настоящее положение о тьюторском сопровождении (далее Положение) регламентирует деятельность специалистов (тьюторов) школы (при
необходимости) в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных
особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения,
воспитания и социальной адаптации на уровне начального, основного общего
образования.
Тьюторское сопровождение - особая педагогическая технология, которая
основана на взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия
специалисты выстраивают индивидуальную образовательную траекторию:
-педагог осознает и реализует свои собственные образовательные цели;
-тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который помогает
поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения.
Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная
образовательная
траектория
обучающегося
с
ОВЗ.
Индивидуальная
образовательная
траектория
предусматривает
наличие
адаптированной
образовательной программы (далее - АОП), а также разработанный способ ее
реализации.
1.2.
Положение разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача России от

28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.368521);
- Письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»;
- Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
- Приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10Н «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»;
- Уставом МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением
краеведения (далее – образовательная организация);
- Локальными нормативными актами образовательной организации.
2. Цели и задачи тьюторского сопровождения
2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ) построение
образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных,
психофизических особенностей обучающихся, в частности предполагается
возможность разработки индивидуальных учебных планов.
Реализация Адаптированных основных общеобразовательных программ
образования (далее - АООП) и Специальных индивидуальных образовательных
программ (далее - СИПР) сопровождается поддержкой тьютора по рекомендациям
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
2.2.
Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал
ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной
деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка
дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя,
сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть
класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах,
включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
3. Функции тьютора
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие
функции:
- диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и

методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах,
сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего
развития;
- проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и
процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным
особенностям восприятия оказываемой помощи;
- реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в
образовательном пространстве школы и поддержка обучающихся при решении
возникающих затруднений и проблем;
- аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по
индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за
результатами самоопределения обучающихся.
4. Организация и содержание деятельности тьютора
4.1.
Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением,
должностной инструкцией, рекомендациями ПМПК и может быть реализована с
помощью:
- проектной технологии;
- технологии группового и индивидуального консультирования;
- тренинговой технологии;
- информационных технологий.
4.1.1. Основные формы тьюторского сопровождения:
- индивидуальная
тьюторская
консультация
(беседа)
является
индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и
представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с
личным развитием и образованием каждого обучающегося.
Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс
сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность
каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является прежде всего
активизация каждого обучающегося с учетом именно его способностей,
особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую
самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной
образовательной программы;
- групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на
индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом,
осуществляющим
тьюторскую
деятельность,
реализуется
тьюторское
сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с
похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так
же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно
осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и
рефлексивную.

- мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня
мотивации обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в
соотнесении различных ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в
построении своих индивидуальных образовательных программ;
- коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной
связи в группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для
эффективного проведения консультации важны как совместная работа
обучающихся и тьютора, так и взаимодействие обучающихся между собой;
- рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение
понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и
поиск коллективного решения.
4.2.
Информационная деятельность:
- информирование родителей о тьюторском сопровождении;
- составление
памяток, обучающимся,
родителям, классным
руководителям по ликвидации существующих проблем;
- формирование папки документов тьютора.
4.3.
Учебно-методическая деятельность:
- изучение
методической
литературы
по
тьюторскому сопровождению;
- составление графика работы с тьюторантом (группой);
- составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого
тьюторанта;
- оформление дневников наблюдений тьютора;
- индивидуальные консультации с обучающимися, родителями
- (законными представителями), классными руководителями;
- ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении;
- выступление на заседаниях методических объединений.
4.4.
Диагностико-аналитическая деятельность:
- отслеживание продвижения обучающихся;
- отслеживание итогов успеваемости.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных
технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского
сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
4.5.
В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы на учебный год;
- организует тьюторское сопровождение в рамках реализации АОП;
- отслеживает
еженедельное продвижение обучающихся через
Дневник наблюдения.
4.6.
Трудовые действия тьютора:
- выявление
индивидуальных
особенностей,
интересов,
способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;
- участие в разработке АОП обучающегося;
- педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АОП, учебных

планов;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;
- педагогическая
поддержка
рефлексии
обучающимися
результатов реализации АОП, учебных планов;
- организация
участия родителей (законных представителей)
обучающихся в разработке и реализации АОП, учебных планов;
- участие в реализации АООП, обучающихся с ОВЗ;
- применение методов педагогической диагностики для выявления
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
- осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
- консультирование
обучающихся
и их родителей/законных
представителей по вопросам разработки АОП;
- реализация
мер
по
формированию
благоприятного
психологического климата, позитивного общения субъектов образования;
- выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его
окружением в ходе реализации АОП.
5. Права тьютора
5.1.
Представлять на рассмотрение непосредственного руководства
предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей
деятельности.
5.2.
Получать от администрации и работников образовательной
организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
5.3.
Требовать от руководства образовательной организации оказания
содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
5.4.
Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся
исполняемых им должностных обязанностей.
5.5.
Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей
компетенции.
5.6.
Совмещать основную должность с учительской деятельностью в
соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно
условиям трудового договора.
5.7.
Участвовать в работе методических объединений.
5.8.
Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам
создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по
обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции.
5.9.
Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в
соответствии с графиком курсовой подготовки педагогов школы.
6. Ответственность тьютора

6.1.
Ответственность сотрудников регламентируется их должностными
инструкциями.
6.2.
Тьютор обязан:
- принимать
участие в разработке программ индивидуального
сопровождения обучающегося;
- не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам
ППк о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в
процессе реализации рекомендаций;
- руководствоваться
в
своей
деятельности
профессиональными,
этическими принципами, нравственными нормами;
- сохранять конфиденциальность сведений;
- защищать права и интересы детей и их родителей (законных
представителей).
7. Взаимодействие с другими работниками
7.1.
Работу тьютора непосредственно направляют заместитель
директора, директор образовательного учреждения.
7.2.
Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с
учителями, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом,
медицинским
работником,
обучающимися,
руководителями
школьных
методических объединений, родителями, администрацией школы, а также
сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам
создания условий для развития личности тьюторанта, оказания помощи по
обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.
8. Документация тьютора
8.1.
Тьютор ведет следующую документацию:
- график работы тьютора (на учебный год);
- программу тьюторского сопровождения (цель, задачи, нормативные
документы (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ, АООП, годовой план
учителя – СИПР));
- дневники наблюдений;
- характеристика на тьюторанта;
- анализ работы тьюторанта за учебный год.
8.2.
Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими
методическими рекомендациями и в соответствии с инструкцией по
делопроизводству, принятой в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения.

Лист ознакомления с приказом от 13.08.2025 №251осн:

ФИО

Должность

Кулиш Е.А.

Тьютор

Саморокова В.М.

Тьютор

Сидорок О.И.

Учитель

Дата

Подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».