Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения
(МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения
ПРИКАЗ
13.08.2025
№
251осн
Об утверждении
Положения о тьюторском сопровождении
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», уставом МАОУ СОШ №9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения (приложение).
2. Признать утратившим силу приказ от 30.08.2022 №356осн «О тьюторском
сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Делопроизводителю Аленчик М.В. ознакомить с Положением о
тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ МАОУ СОШ № 9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения, утвержденным настоящим приказом,
работников МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением
краеведения под подпись.
4. Заместителю директора по УВР Рагозиной М.Ю. разместить Положение о
тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ МАОУ СОШ № 9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения, утвержденное настоящим приказом, на
сайте МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения в
сети «Интернет» в сроки, установленные законодательством.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор
Е.А. Кальченко
Документ подписан электронной подписью
Серийный №: 181495399643094500622935930299388105576
Кому выдан: Кальченко Евгений Александрович
Действителен c 26.09.2024 по 20.12.2025
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углублённым изучением краеведения
от 13.08.2025 251осн
Положение о тьюторском сопровождении обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
1. Общее положение
1.1.
Настоящее положение о тьюторском сопровождении (далее Положение) регламентирует деятельность специалистов (тьюторов) школы (при
необходимости) в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных
особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения,
воспитания и социальной адаптации на уровне начального, основного общего
образования.
Тьюторское сопровождение - особая педагогическая технология, которая
основана на взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия
специалисты выстраивают индивидуальную образовательную траекторию:
-педагог осознает и реализует свои собственные образовательные цели;
-тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который помогает
поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения.
Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная
образовательная
траектория
обучающегося
с
ОВЗ.
Индивидуальная
образовательная
траектория
предусматривает
наличие
адаптированной
образовательной программы (далее - АОП), а также разработанный способ ее
реализации.
1.2.
Положение разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.368521);
- Письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»;
- Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
- Приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10Н «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»;
- Уставом МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением
краеведения (далее – образовательная организация);
- Локальными нормативными актами образовательной организации.
2. Цели и задачи тьюторского сопровождения
2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ) построение
образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных,
психофизических особенностей обучающихся, в частности предполагается
возможность разработки индивидуальных учебных планов.
Реализация Адаптированных основных общеобразовательных программ
образования (далее - АООП) и Специальных индивидуальных образовательных
программ (далее - СИПР) сопровождается поддержкой тьютора по рекомендациям
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
2.2.
Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал
ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной
деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка
дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя,
сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть
класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах,
включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
3. Функции тьютора
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие
функции:
- диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и
методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах,
сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего
развития;
- проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и
процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным
особенностям восприятия оказываемой помощи;
- реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в
образовательном пространстве школы и поддержка обучающихся при решении
возникающих затруднений и проблем;
- аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по
индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за
результатами самоопределения обучающихся.
4. Организация и содержание деятельности тьютора
4.1.
Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением,
должностной инструкцией, рекомендациями ПМПК и может быть реализована с
помощью:
- проектной технологии;
- технологии группового и индивидуального консультирования;
- тренинговой технологии;
- информационных технологий.
4.1.1. Основные формы тьюторского сопровождения:
- индивидуальная
тьюторская
консультация
(беседа)
является
индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и
представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с
личным развитием и образованием каждого обучающегося.
Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс
сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность
каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является прежде всего
активизация каждого обучающегося с учетом именно его способностей,
особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую
самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной
образовательной программы;
- групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на
индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом,
осуществляющим
тьюторскую
деятельность,
реализуется
тьюторское
сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с
похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так
же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно
осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и
рефлексивную.
- мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня
мотивации обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в
соотнесении различных ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в
построении своих индивидуальных образовательных программ;
- коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной
связи в группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для
эффективного проведения консультации важны как совместная работа
обучающихся и тьютора, так и взаимодействие обучающихся между собой;
- рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение
понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и
поиск коллективного решения.
4.2.
Информационная деятельность:
- информирование родителей о тьюторском сопровождении;
- составление
памяток, обучающимся,
родителям, классным
руководителям по ликвидации существующих проблем;
- формирование папки документов тьютора.
4.3.
Учебно-методическая деятельность:
- изучение
методической
литературы
по
тьюторскому сопровождению;
- составление графика работы с тьюторантом (группой);
- составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого
тьюторанта;
- оформление дневников наблюдений тьютора;
- индивидуальные консультации с обучающимися, родителями
- (законными представителями), классными руководителями;
- ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении;
- выступление на заседаниях методических объединений.
4.4.
Диагностико-аналитическая деятельность:
- отслеживание продвижения обучающихся;
- отслеживание итогов успеваемости.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных
технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского
сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
4.5.
В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы на учебный год;
- организует тьюторское сопровождение в рамках реализации АОП;
- отслеживает
еженедельное продвижение обучающихся через
Дневник наблюдения.
4.6.
Трудовые действия тьютора:
- выявление
индивидуальных
особенностей,
интересов,
способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;
- участие в разработке АОП обучающегося;
- педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АОП, учебных
планов;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;
- педагогическая
поддержка
рефлексии
обучающимися
результатов реализации АОП, учебных планов;
- организация
участия родителей (законных представителей)
обучающихся в разработке и реализации АОП, учебных планов;
- участие в реализации АООП, обучающихся с ОВЗ;
- применение методов педагогической диагностики для выявления
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
- осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
- консультирование
обучающихся
и их родителей/законных
представителей по вопросам разработки АОП;
- реализация
мер
по
формированию
благоприятного
психологического климата, позитивного общения субъектов образования;
- выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его
окружением в ходе реализации АОП.
5. Права тьютора
5.1.
Представлять на рассмотрение непосредственного руководства
предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей
деятельности.
5.2.
Получать от администрации и работников образовательной
организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
5.3.
Требовать от руководства образовательной организации оказания
содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
5.4.
Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся
исполняемых им должностных обязанностей.
5.5.
Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей
компетенции.
5.6.
Совмещать основную должность с учительской деятельностью в
соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно
условиям трудового договора.
5.7.
Участвовать в работе методических объединений.
5.8.
Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам
создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по
обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции.
5.9.
Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в
соответствии с графиком курсовой подготовки педагогов школы.
6. Ответственность тьютора
6.1.
Ответственность сотрудников регламентируется их должностными
инструкциями.
6.2.
Тьютор обязан:
- принимать
участие в разработке программ индивидуального
сопровождения обучающегося;
- не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам
ППк о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в
процессе реализации рекомендаций;
- руководствоваться
в
своей
деятельности
профессиональными,
этическими принципами, нравственными нормами;
- сохранять конфиденциальность сведений;
- защищать права и интересы детей и их родителей (законных
представителей).
7. Взаимодействие с другими работниками
7.1.
Работу тьютора непосредственно направляют заместитель
директора, директор образовательного учреждения.
7.2.
Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с
учителями, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом,
медицинским
работником,
обучающимися,
руководителями
школьных
методических объединений, родителями, администрацией школы, а также
сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам
создания условий для развития личности тьюторанта, оказания помощи по
обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.
8. Документация тьютора
8.1.
Тьютор ведет следующую документацию:
- график работы тьютора (на учебный год);
- программу тьюторского сопровождения (цель, задачи, нормативные
документы (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ, АООП, годовой план
учителя – СИПР));
- дневники наблюдений;
- характеристика на тьюторанта;
- анализ работы тьюторанта за учебный год.
8.2.
Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими
методическими рекомендациями и в соответствии с инструкцией по
делопроизводству, принятой в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения.
Лист ознакомления с приказом от 13.08.2025 №251осн:
ФИО
Должность
Кулиш Е.А.
Тьютор
Саморокова В.М.
Тьютор
Сидорок О.И.
Учитель
Дата
Подпись