РП ОДНКНР 5-6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени
с углублённым изучением краеведения
(МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углублённым изучением краеведения)

Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № 1 от 28.08.2023 г.

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углублённым изучением краеведения
Кальченко Е.А.____________
Приказ № 367осн от 01.09.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5-6 класс

Тюмень, 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее – ОДНКНР) на уровне основного общего образования подготовлена на
основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания основ духовно-нравственной
культуры народов России в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОДНКНР, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению
планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предмет
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России»
продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике,
традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности
нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить
и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных
ценностях,
которые
являются
основополагающими
для
нашей
многонациональной
страны.
В
федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как
курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Особенность данного учебного предмета состоит в том, что
расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать
согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
2

овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
становление
компетенций
межкультурного
взаимодействия
как
способности
и
готовности
вести
межличностный,
межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной
идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
содействие
осознанному
формированию
мировоззренческих
ориентиров,
основанных
на
приоритете
традиционных
российских
духовно-нравственных ценностей;
формирование
патриотизма
как
формы
гражданского
самосознания
через
понимание
роли
личности
в
истории
и
культуре,
осознание
важности
социального
взаимодействия,
гражданской
идентичности
для
процветания общества в целом.
Изучение
курса
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре
и
духовных
традициях
народов
России,
о
нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской
этики,
окружающего
мира,
литературного
чтения
и
других
предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
формированию
основ
морали
и
нравственности,
воплощённых
в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным
традициям
своего
народа
и
других
народов
России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению
интереса
к
культуре
других
народов,
проявлению
уважения,
способности
к
сотрудничеству,
взаимодействию
на
основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;

3

осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся
в преобладании
этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими
раскрытию
природы
духовно-нравственных
ценностей
российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
формирование
ответственного
отношения
к
учению
и
труду,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
ценностных
ориентаций,
способствующих
развитию
общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре
России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на
основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в
социальных и культурно-исторических процессах;
развитию
информационной
культуры
школьников,
компетенций
в
отборе,
использовании
и
структурировании
информации,
а
также
возможностей
для
активной
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в учебном плане
В целях реализации настоящей программы на изучение предмета на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, 1 час в
неделю: в 5 классе - 34 часа, в 6 классе - 34 часа.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

ДУХОВНО

-

5 класс
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов
мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего
языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России
Тема 6. Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда,
пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
5

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России.
Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье
и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов
искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных
норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.).
Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что
это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость
её фальсификации. Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и
его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
6

взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные .
Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели
истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в
его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика .
Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и
его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство
культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 33. Контрольное итоговое тестирование
Тема 34. Итоги года
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни
людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования
социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
7

Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России
в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная
обусловленность
различных видов образования. Важность
образования для современного мира. Образование как трансляция культурных
смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и
идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество
как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов
России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество
и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
8

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,
лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная
оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность.
Инвалидность .
Асоциальная
семья .
Сиротство . Отражение
этих явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности
учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории .
Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
9

Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом
. Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты освоения предмета достигаются в единстве учебной
воспитательной деятельности.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных
религий,
духовно-нравственных
ценностей
в
становлении
российской государственности.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов
России
и
человечества
и
знание
основных
норм
морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения
к
религиозным
чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
10

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Смыслообразование:
сформированность
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие
способностей
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Духовно-нравственное воспитание
сформированность
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты:
 владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в
текстах разных видов и жанров);
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в
том числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;
 овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
11

Тематическое планирование
5 класс
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Всего
Контроль Практи
ные
ческие
работы
работы
10
1

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1.

1.2

«Россия — наш
общий дом»
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры народов
России»?
Наш дом — Россия

1.3

Язык и история

1

1.4

Русский язык —
язык общения и
язык возможностей
Истоки родной
культуры

1

1.6

Материальная
культура

1

1.7

Духовная культура

1

1.1

1.5

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru

1

12

1.8

Культура и религия

1

1.9

Культура и
образование

1

1.10 Многообразие
культур России
(практическое
занятие)
2 Семья и духовнонравственные
ценности
2.1 Семья — хранитель
духовных
ценностей
2.2 Родина начинается
с семьи
2.3

2.4

2.5

Традиции
семейного
воспитания в
России
Образ семьи в
культуре народов
России
Труд в истории
семьи

1

6

1

1

1

1

1

https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
13

2.6

3
3.1

3.2

3.3

4
4.1

4.2

4.3

Семья в
современном мире
(практическое
занятие)
Духовно-нравственное
богатство личности
Личность —
общество —
культура
Духовный мир
человека. Человек —
творец культуры.
Личность и
духовнонравственные
ценности
Культурное единство
России
Историческая
память как духовнонравственная
ценность
Литература как
язык куль туры
Взаимовлияние
культур

1

https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

3
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

1

1

13

2

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

14

Духовнонравственные цен
ности российского
народа
4.5 Регионы России:
культурное
многообразие
4.6 Праздники в
культуре народов
России
4.7 Памятники в
культуре народов
России
4.8 Музыкальная
культура народов
России
4.9 Изобразительное
искусство народов
России
4.10 Фольклор и
литература народов
России
4.11 Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
4.12 Бытовые традиции
4.4

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

1

1

1

1

1

1

http://scool-collection.edu.ru
15

народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
4.13 Единство страны
— залог будущего
России
5 Контрольное
итоговое
тестирование
6 Итоги года
Всего

https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

1

1
34

1

4

6 класс
№
Наименование
Количество часов
п/п
разделов и тем
Всего
Контроль Практи
программы
ные
ческие
работы
работы
1.
Культура
как 8
1
социальность
1.1
Мир культуры: его 1
структура
1.2
Культура России: 1
многообразие
регионов

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

16

1.3
1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

2
2.1
2.2

2.3

История быта как
история культуры
Прогресс:
технический и
социальный
Образование
в
культуре на родов
России
Права и
обязанности
человека
Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие
Современный
мир: самое важное
(практическое
занятие)
Человек и его
отражение в культуре
Человек и его
отражение в культуре
Взросление
человека в
культуре народов
России
Религия как
источник нравственности

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

6

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

17

2.3

2.5

2.6

3
3.1
3.2
3.3

3.4

3.5

Наука как источник
знания о человеке и
человеческом
Этика и
нравственность
как категории
духовной
культуры
Самопознание
(практическое
занятие)
Человек как член
общества
Труд
делает
человека человеком
Подвиг: как
узнать героя?
Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания
Духовно-

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

10

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
18

3.6

3.7

3.8

3.9

нравственные
ориентиры
социальных
отношений
Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России
Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного облика общества
Выдающиеся
благотворители в
истории .
Благотворительность как
нравственный долг
Выдающиеся
учёные России .
Наука как источник
социального и
духовного
прогресса

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

19

3.10

4
4.1
4.2
4.3

общества
Моя
профессия
(практическое
занятие)
Родина и патриотизм
Гражданин
Патриотизм
Защита
Родины:
подвиг или долг?

1

8
1
1
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4.4

1
Государство .
Россия — наша
родина

4.5

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4.6

Моя школа и
мой класс
(практическое
занятие)
Человек:
какой
он?
(практическое
занятие)
Человек
и
культура
(проект)
Контрольное
итоговое

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4.7

4.8

5

1
20

6

тестирование
Подведение итогов 1
года

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
все
го

Контр
ольны
е
работ
ы

Дата
изучения

Прак Пла
тичес н.
кие
работ
ы

Электронные (цифровые) образователь
ные ресурсы

Фак
т.

Раздел 1. Россия – наш общий дом 10 ч.
1

2

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России»?

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Наш дом — Россия 1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
21

https://uchi.ru/
3

Язык и история

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4

1
Русский язык —
язык общения и
язык возможностей

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

5

Истоки родной
культуры

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

6

Материальная
культура

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

7

Духовная культура

1

0

0
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

8

Культура и религия

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
22

9

Культура и
образование

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

10

Многообразие
культур России
(практическое
занятие)

1

0

0.5

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 2 . Семья и духовно-нравственные ценности 6 ч.
11

Семья – хранитель
духовных ценностей

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

12

Родина начинается с
семьи

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

13

Традиции семейного 1
воспитания в России

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

14

Образ семьи в
культуре народов
России

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

15

Труд в истории
семьи

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
23

https://uchi.ru/
16

Семья в
современном мире

1

0

0,5

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

(практическое
занятие)
Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности 3 ч.
17

Личность- общество
- культура

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

18

Духовный мир
человека. Человек –
творец культуры.

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

19

Личность и духовно- 1
нравственные
ценности.

0

0,5

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 4. Культурное единство России 13ч.
20

Историческая
память как духовнонравственная
ценность

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

24

21

Литература как язык
культуры

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

22

Взаимовлияние
культур

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

23

Духовнонравственные
ценности
российского народа

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

24

Регионы России:
культурное
многообразие

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

25

Праздники в
культуре народов
России

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

26

Памятники
архитектуры в
культуре народов
России

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

27

Музыкальная
культура народов
России

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/
25

28

Изобразительное
искусство народов
России

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

29

Фольклор и
литература народов
России

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

30

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

1

0

0,5

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

31

Культурная карта
России
(практическое
занятие)

1

0

0,5

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

32

Единство страны –
залог будущего
России

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

0

0

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/3/

Раздел 5. Обобщение 2 ч.

33

Повторение по курсу

26

34

Повторение по курсу

1

0

https://uchi.ru/

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ Тема урока
п/п

Количество часов
все Контро
го льные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
изучения
План

Электронные (цифровые) образователь
ные ресурсы

Факт

Раздел 1. Культура как социальность 8ч.
1

Мир культуры: его
структура

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

2

Культура России:
многообразие
регионов

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

3

История быта как
история культуры

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

4

Прогресс:
технический и
социальный

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

5

Образование в
культуре народов

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034
27

России
6

Права и
обязанности
человека

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

7

Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

8

Современный мир:
самое важное (
практическое
занятие)

1

0

0,5

https://m.edsoo.ru/7f413034

Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч.
9

Каким должен быть 1
человек? Духовнонравственный облик
и идеал человека.

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

10

Взросление
человека в культуре
народов России

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

11

Религия как
источник
нравственности

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

28

12

Наука как источник
знаний о человеке и
человеческом

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

13

Этика и
нравственность как
категории духовной
культуры

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

14

Самопознание
(практическое
занятие)

1

0

0,5

https://m.edsoo.ru/7f413034

Раздел 3. Человек как член общества 10ч.
15

Труд делает
человека человеком

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

16

Подвиг: как узнать
героя?

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

17

Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

18

Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовно-

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

29

нравственного
самосознания
19

Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

20

Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

21

Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного
облика общества

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

22

Выдающиеся
1
благотворители в
истории.
Благотворительност
ь как нравственный

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

30

долг
23

Выдающиеся
ученые России

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

24

Моя профессия

1

0

0,5

https://m.edsoo.ru/7f413034

( практическое
занятие)
Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч.
25

Гражданин

1 0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

26

Патриотизм

1 0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

27

Защита Родины:
подвиг или долг?

1 0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

28

Государство .
Россия – наша
Родина.

1 0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

29

Гражданская
идентичность

1 0

0,5

https://m.edsoo.ru/7f413034

Моя школа и мой
1 0
класс (практическое

0,5

https://m.edsoo.ru/7f413034

(практическое
занятие)
30

31

занятие)
31

Человек: какой он?
(практическое
занятие)

1 0

0,5

https://m.edsoo.ru/7f413034

32

Человек и культура

1 0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

( проект)
Раздел 5. Обобщение 2ч.

33

Итоговый проект
«Что значит быть
человеком?»

1 0

0

https://m.edsoo.ru/7f413034

34

Итоговое
повторение по
курсу

1 0

1

https://m.edsoo.ru/7f413034

32

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
5 -6 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 класс:
методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва,
«Просвещение», 2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ.
ред.
А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398
с.: ил.
4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е,
испр. и доп.
- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
5. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности //
Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении:
Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.
6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/5. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет
http://www.metodkabinet.eu/
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет»
http://catalog.iot.ru
Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных
ресурсов
https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».