Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени
с углублённым изучением краеведения
(МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углублённым изучением краеведения)
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № 1 от 28.08.2023 г.
Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углублённым изучением краеведения
Кальченко Е.А.____________
Приказ № 367осн от 01.09.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
учебного предмета «География»
11 класс
Тюмень, 2023
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 11 класса является составной частью
основной общеобразовательной программы среднего общего образования МАОУ
СОШ №9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (ФГОС СОО), утвержденный приказом Министерства образования и
науки от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. от 29.06.2017) «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего
образования»
2. Примерная программа основного общего образования по географии; рабочая
программа и тематическое планирование курса географии 10-11 класс.
3. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных предметов (курсов) в МАОУ СОШ №9 города Тюмени (Приказ директора
МАОУ СОШ №9 города Тюмени от 24.08.2021 № 151)
Учебно-методический комплекс:
Максаковский В.П.
Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.:
Просвещение, 2020;
Максаковский В.П.
«Экономическая и социальная география мира: 10-11
класс.» – М.: Дрофа, 2020;
Сиротин В. И.” Рабочая тетрадь по географии. 10-11 класс”, М.,” Дрофа”, 2020.
Место учебного плана в предмете:
В учебном плане среднего
общего
образования география
занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области
«Общественные науки». На изучение курса географии на базовом уровне
предусматривается по 1 часу в неделю, всего за год — 34 часа.
Обеспечение особых условий для обучающихся с ОВЗ: изучение географии в
школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу
своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной
деятельности детей с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и
анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинноследственную зависимость.
Разнообразны и методы:
наблюдения во время экскурсий, прогулок;
организованная деятельность школьников на занятиях в повседневной жизни, в
игровой деятельности;
моделирование;
чтение природоведческой литературы;
труд на участке школы;
географические путешествия;
интеллектуальный марафон, КВН и т. д.
2. Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения
и хозяйства Земли;
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере;
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные
результаты включают
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении
проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений,
исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и
геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и
статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности
для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в
странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и
миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического
развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования
экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде;
сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа
статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и
диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические
проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям,
протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под
влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований
малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении
труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.
3. Содержание учебного предмета
11 класс 34 часа (1 час в неделю)
Раздел 1. Современная политическая карта мира (3 часа)
Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной
политической карты мира. Количественные и качественные изменения на
политической карте мира в новейший период.
Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения
различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая,
политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира.
Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды
стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные,
полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню
экономического развития.
Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые
(колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по
формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и
административно-территориальному
устройству
(унитарные,
федеративные,
конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и
республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные
отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с
международным терроризмом. Международные организации и их виды:
универсальные,
политические,
военные
и
экономические.
Крупнейшие
универсальные, политические и военные международные организации. Анализ
политико-географического положения стран и регионов мира. Страны и народы как
основные объекты изучения школьной географии. Основные части света.
Раздел 2. Региональная характеристика мира (29 часов)
Экономическое районирование мира. Главные экономические районы мира
(СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская
Америка, Австралия и Океания ) и принципы их выделения.
Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и
народов Северной, Западной, Восточной и Южной Европы. Европейская
экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве.
Сравнительные географические характеристики отдельных ев¬ропейских стран ЕС и
значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.
Страны и народы зарубежной Азии. Характерные черты географического
положения, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии.
Экономико-географическая характеристика Японии, Китая и Индии.
Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной,
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны — члены ОПЕК, АТЭС и
АСЕАН.
Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты
Африки. Характерные черты современной политической карты Африки. Экономикогеографическая
специфика
Африки.
Главные
горнодобывающие
и
сельскохозяйственные регионы Африки. Монокультура. Субрегионы Африки.
Экономико-географическая характеристика Северной Африки, Тропической Африки
и ЮАР.Особенности и географические различия в жизни населения различных стран
Африки. ОАЕ.
Страны и народы Северной Америки. Характерные черты экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития
хозяйства стран Северной Америки.
Соединённые Штаты Америки. Особенности политико- и экономикогеографического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США.
Главные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Особая роль
непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве. Проблемы развития
США. Главные экономические районы США: характерные черты Севера (СевероВостока и Среднего Запада), Юга и Запада. Качество жизни населения.
Хозяйственные связи стран региона. НАФТА.
Экономико-географическая характеристика Канады.
Страны и народы Латинской Америки. Особенности формирования современной
политической карты Латинской Америки. Экономико-географическая специфика
региона. Экономическое районирование Латинской Америки. Характерные черты
латиноамериканских субрегионов: Мексики, Центральной Америки, Вест-Индии,
Андских стран, ”Гвианского треугольника” и стран бассейна Ла-Платы. ЛАИ.
Экономико-географическая характеристика Бразилии.
Страны и народы Австралии и Океании. Характерные особенности
политической карты, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран
Океании.
Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе
международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли
международной специализации России. Географические аспекты важнейших
социально- экономических проблем России. Особенности географии экономических,
политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (2 ч)
Понятие о глобальных проблемах человечества. Геоглобалистика. Характерные
черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира
и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической,
продовольственной, энергетической, сырьевой, отсталости развивающихся стран,
проблем освоения Мирового океана и космического пространства. Взаимосвязь
глобальных проблем. Глобальные прогнозы и их географические аспекты. Стратегия
устойчивого развития. Глобальные изменения и география.
Заключене. Мир в ХХI веке (1 ч.)
Обобщающее повторение.
Географическая номенклатура.
Страны:
Америка: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина,
Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама.
Европа: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной
Ирландии, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия,
Дания, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Болгария,
Венгрия, Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова,
Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.
Азия: Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР,
Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия,
Израиль, Сирия, Турция.
Африка: Ливия, Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия,
ЮАР.
Австралия и Океания: Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая
Гвинея.
Крупнейшие города и мегалополисы: Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта,
Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта,
Каир, Лондон, Москва. (Ограничений в знании политической карты мира быть не
может).
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Угольные бассейны: Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий,
Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина. Рурский - ФРГ.
Аппалачский, Западный - США.
Нефтегазоносные районы: Персидского залива - Саудовская Аравия, Иран, Ирак,
Кувейт, ОАЭ. Западно-Сибирский, Волго-Уральский - Россия. Каспийский - Россия,
Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия,
Великобритания, Дания, Бельгия. Западно - Канадский - Канада, США. Аляскинский,
Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика. Оринокский,
Маракайбский - Венесуэла. Сахарский - Алжир, Ливия. Гвинейского залива Нигерия. Суматранский - Индонезия. Дацинский - Китай.
Железорудные бассейны: Хаммерсли - Австралия. "Железнорудный
треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия. Месторождения озера Верхнего - Канада,
США. Сингхбум - Индия. Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара Швеция. КМА - Россия.
Меднорудные бассейны: Чукикамата - Чили. Штат Аризона - США. Западное Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия.
Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР.
Бокситоносные провинции мира:
1. Средиземноморская - Франция, Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния.
2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун.
3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам.
4. Австралийская.
Месторождения фосфоритов: Егорьевское, Камско-Вятское - Россия. Бьютт США. Юсуфия - Марокко. Амман - Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль.
Месторождения калийных солей: Соликамское - Россия. Саарско-Лотарингское Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада.
Золото добывают: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан.
Алмазы добывают: Россия, ЮАР, Заир.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс (34 часа)
№
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
1
Тема 4. Современная политическая карта мира
3
2
(интеллектуальный марафон)
Тема 1. Зарубежная Европа
5
3
(работа в творческих группах)
Тема 2. Зарубежная Азия и Австралия
5
4
(работа в творческих группах)
Тема 3. Африка
4
5
(работа в творческих группах)
Тема 4. Северная Америка
4
6
(работа в творческих группах)
Тема 4.Латинская Америка
4
7
(работа в творческих группах)
Тема 4. Австралия и Океания
1
8
(ролевая игра)
Тема 5. Россия в современном мире
5
9
(групповые исследования)
Тема 6. Глобальные проблемы человечества
2
10
(круглый стол)
Заключение. Мир в ХХI веке
1
(семинар)
Итого:
34
Единство урочной и внеурочной деятельности реализуется через:
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
фактов, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся, где полученные на уроке
знания дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников участию в
команде и взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает
им возможность приобретать навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, опыт публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения (конференция «Шаг в будущее»);
проведение общешкольных предметных тематических дней, когда все учителя по
одной теме проводят уроки в том числе интегрированные на метапредметном
содержании материала. Он может проходить как непосредственно в саму дату, так и
накануне. Это день IT технологий (4 декабря), День науки (8 февраля), День
космонавтики (12апреля) и День Победы (9 мая).
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата проведения
План
Факт
1
4.09
2
11.09
3
18.09
Тема урока
Колво
часо
в
Планируемые результаты
Предметные
Личностные,
метапредметные
Виды
контроля
достижений
метапредмет
ных и
предметных
результатов
РАЗДЕЛ I. СОВРЕМЕНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (3 часа)
Политическая карта
1
Знать изменения на
Проводить анализ
Эвристическа
мира. Изменения на
политической карте
политической карты
я беседа с
политической карте
мира в новейшее
мира и экономических
использовани
мира в новейшее
время. Многообразие карт с целью
ем карт
время.
стран современного
определения
атласа, работа
мира и их основные
специализации разных
по
группы.
типов стран и регионов
заполнению
Государственный
мира, их участия в
контурных
строй, формы
международном
карт.
правления и
географическом
Многообразие стран
1
Эвристическа
административно –
разделении труда.
современного мира и
я беседа с
территориального
их основные группы.
использовани
устройства
стран
Государственный
ем карт
мира.
строй, формы
атласа, работа
Международные
правления и
по
организации. Роль и
административно –
заполнению
место России в
территориального
контурных
современном мире.
устройства стран мира.
карт.
Геополитика и
политическая
география.
Экономическая
1
Групповая
Матери
ально –
техниче
ское
обеспече
ние.
ЦОР
Примеч
ание.
Национ
альный
региона
льный
компоне
нт.
Краевед
ение
Дом
ашн
яя
рабо
та
№11
м/м
презента
ция
«Соврем
енные
страны
мира»
№11
Твор
дифференциация мира.
Роль и место России в
современном мире.
4
25.09
5
1.10
6
8.10
работа,
исследование
по картам,
работа по
заполнению
контурных
карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт.
РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (29 часов)
Тема 2. Зарубежная Европа (по отношению к странам СНГ) (5 часов)
Общая характеристика 1
Знать комплексную
Уметь оценивать и
Работа по
Зарубежной Европы.
географическую
объяснять
заполнению
Население Зарубежной
характеристику
ресурсообеспеченность
контурных
Европы.
природных ресурсов, отдельных стран
карт,
населения и
регионов, их
составление
хозяйства.
демографическую
таблицы по
Региональные
ситуацию, уровни
результатам
различия.
урбанизации и
сравнения
Особенности
территориальной
карт.
географического
организации
населения
и
Хозяйство.
1
Частично положения,
производства, степень
Международные
поисковая
природно –
природных,
экономические связи.
беседа.
ресурсного
антропогенных и
Сопоставлени
потенциала,
техногенных изменений
е карт атласа,
населения,
отдельных территорий;
составление
хозяйства, культуры, составлять комплексную систематизир
современные
географическую
ующей
проблемы развития
характеристику стран
таблицы.
наиболее крупных
регионов; таблицы,
Восточная Европа,
1
Частично стран мира.
картосхемы, диаграммы, поисковая
Средняя Европа,
Внутренние
простейшие карты,
Северная Европа,
беседа.
географические
модели,
отражающие
Южная Европа.
Сопоставлени
различия стран.
географические
е карт атласа,
ческ
ое.
м/м
презента
ция
«Зарубе
жная
Европа»
№61
№62
№63
7
15.10
8
22.10
Европейские страны
«Большой восьмерки»:
Франция, ФРГ,
Великобритания,
Италия. Практическая
работа «Составление
сравнительной
экономико –
географической
характеристики двух
стран «большой
восьмерки»»
Итоговый урок по теме
«Зарубежная Европа».
Контрольная работа №
1.
1
1
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия.
составление
систематизир
ующей
таблицы.
Учебное
исследование
по картам,
решение
географическ
их задач.
№63
Тестирование.
№6
9
5.11
10
12.11
11
19.11
12
26.11
Тема 3. Зарубежная Азия (по отношению к странам СНГ) (5 часов)
Общая характеристика 1
Знать комплексную
Оценивать и объяснять
Учебное
Зарубежной Азии
географическую
ресурсообеспеченность
исследование
характеристику
отдельных стран Азии,
по картам,
природных ресурсов, их демографическую
решение
населения и
ситуацию, уровни
географическ
хозяйства.
урбанизации и
их задач.
Региональные
территориальной
Субрегионы
1
Анализ карт,
различия.
организации населения и составление
зарубежной Азии.
Особенности
производства, степень
Китай.
таблицы по
географического
природных,
результатам
положения,
антропогенных и
сравнения
природно –
техногенных изменений
карт,
ресурсного
отдельных территорий;
индивидуальн
потенциала,
составлять комплексную ая работа по
населения,
географическую
заполнению
хозяйства, культуры, характеристику стран
карт.
современные
Азии; таблицы,
Япония. Практическая 1
Анализ карт,
проблемы развития
картосхемы, диаграммы, работа со
работа «Отражение
наиболее крупных
простейшие карты,
на картосхеме
справочным
стран мира.
модели, отражающие
международных
материалом.
Внутренние
географические
экономических связей
географические
закономерности
Японии».
различия стран.
различных явлений и
Индия.
1
Анализ карт,
процессов, их
составление
территориальные
таблицы по
взаимодействия.
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
карт.
м/м
презента
ция
«Зарубе
жная
Азия»
№71
№72
№73
№74
13
3.12
Практическая работа.
Зачет по теме
«Зарубежная Азия».
1
14
10.12
«Визитная карточка»
региона.
1
15
17.12
Деление Африки на
Субрегионы.
1
Учебное
исследование
по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
контурных
карт.
Тема 4. Африка (4 часа)
Знать комплексную
Оценивать и объяснять
географическую
ресурсообеспеченность
характеристику
отдельных стран Африки,
природных ресурсов, их демографическую
населения и
ситуацию, уровни
хозяйства.
урбанизации и
Региональные
территориальной
различия.
организации населения и
Особенности
производства, степень
географического
природных,
положения,
антропогенных и
природно –
техногенных изменений
ресурсного
отдельных территорий;
потенциала,
составлять комплексную
населения,
географическую
хозяйства, культуры, характеристику стран
современные
Африки; таблицы,
проблемы развития
картосхемы, диаграммы,
наиболее крупных
простейшие карты,
стран мира.
модели, отражающие
Внутренние
географические
Учебное
исследование
по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт.
Учебное
исследование
по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
контурных
№7
м/м
презента
ция
«Африка
.
Регионал
ьные
различия
».
№81
№82
16
24.12
ЮАР.
1
17
15.01
Обобщающее
повторение по теме
«Африка».
Контрольная работа №
2.
1
18
22.01
«Визитная карточка »
региона.
1
19
29.01
США. Хозяйство.
1
географические
различия стран.
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия
Тема 5. Северная Америка (4 часа)
Знать комплексную
Оценивать и объяснять
географическую
ресурсообеспеченность
характеристику
отдельных стран
природных ресурсов, Северной Америки, их
населения и
демографическую
хозяйства.
ситуацию, уровни
Региональные
урбанизации и
различия.
территориальной
Особенности
организации населения и
географического
производства, степень
положения,
природных,
природно –
антропогенных и
ресурсного
техногенных изменений
потенциала,
отдельных территорий;
карт.
Эвристическа
я беседа с
использовани
ем и
сопоставлени
ем карт
атласа.
Тестирование.
Учебное
исследование
по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
контурных
карт.
Групповая
№82
№8
м/м
презента
ция
«Региона
льные
различия
Северно
й
Америки
».
№91
№9-
Макрорегионы.
Практическая работа
«Составление
картосхемы районов
загрязнения
окружающей среды
США, выявление
источников
загрязнений,
предложение путей
решения экологических
проблем».
Канада. Практическая
работа «Составление
характеристики
Канады».
населения,
хозяйства, культуры,
современные
проблемы развития
наиболее крупных
стран мира.
Внутренние
географические
различия стран.
20
4.02
1
21
11.02
Итоговый урок по теме
«Северная Америка».
1
22
18.02
«Визитная карточка»
региона.
1
23
25.02
Бразилия.
1
составлять комплексную
географическую
характеристику стран
Северной Америки;
таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие
карты, модели,
отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия.
Тема 6. Латинская Америка (4 часа)
Знать комплексную
Оценивать и объяснять
географическую
ресурсообеспеченность
характеристику
отдельных стран
природных ресурсов, Латинской Америки, их
работа,
исследование
по картам,
работа по
заполнению
контурных
карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт.
Групповая
работа,
исследование
по картам,
работа по
заполнению
контурных
карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт.
Тестирование,
исследование
по картам,
работа по
заполнению
контурных
карт.
Работа с
картами
атласа.
Групповая
2
№93
№9
м/м
презента
ция
«Населе
№ 10
-1
№ 10
24
4.03
Аргентина, Мексика.
1
25
11.03
Итоговый урок по теме
«Латинская Америка».
1
26
18.03
Комплексная
характеристика
региона.
Практическая работа
«Составление
картосхемы,
отражающей
международные
экономические связи
Австралийского
Союза, объяснение
1
населения и
хозяйства.
Региональные
различия.
Особенности
географического
положения,
природно –
ресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства, культуры,
современные
проблемы развития
наиболее крупных
стран мира.
Внутренние
географические
различия стран.
демографическую
ситуацию, уровни
урбанизации и
территориальной
организации населения и
производства, степень
природных,
антропогенных и
техногенных изменений
отдельных территорий;
составлять комплексную
географическую
характеристику стран
Латинской Америки;
таблицы, картосхемы,
диаграммы, простейшие
карты, модели,
отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия.
Тема 7. Австралия и Океания (1 час)
Знать комплексную
Оценивать и объяснять
географическую
ресурсообеспеченность
характеристику
Австралии и Океании, их
природных ресурсов, демографическую
населения и
ситуацию, уровни
хозяйства.
урбанизации и
территориальной
организации населения и
производства, степень
природных,
антропогенных и
работа.
Составление
по карте
маршрута
путешествия.
Беседа по
результатам
анализа карт.
Групповая
работа.
Составление
по карте
маршрута
путешествия.
Беседа по
результатам
анализа карт.
Тестирование,
исследование
по картам,
работа по
заполнению
контурных
карт.
Групповая
работа.
Составление
по карте
маршрута
путешествия.
Беседа по
результатам
анализа карт.
ние и
страны
Латинск
ой
Америки
».
-2
№ 10
-2
№ 10
№75
полученного
результата».
27
25.03
Россия на
политической карте
мира.
28
8.04
Россия в мировом
хозяйстве и
международном
географическом
разделении труда;
география отраслей ее
международной
специализации.
29
15.04
30
22.04
Характеристика
современного этапа
преобразований
закрытой экономики
прошлого в открытую
экономику будущего.
Россия в системе
международных
финансово –
экономических и
политических
отношений.
Особенности
географии и структуры
международной
торговли. Крупнейшие
торговые партнеры
России. Структура
техногенных изменений
отдельных территорий.
Тема 8. Россия в современном мире (6 часов)
1
Знать
Применять
ресурсообеспеченнос разнообразные
ть России,
источники
демографическую
географической
ситуацию, уровни
информации для
урбанизации и
проведения наблюдений
1
территориальной
за природными,
организации
социально –
населения и
экономическими и
производства,
геоэкологическими
степень природных,
объектами, процессами и
антропогенных и
явлениями, их
техногенных
изменениями под
изменений
влиянием разнообразных
отдельных
факторов. Сопоставлять
территорий.
географические карты
различной тематики.
1
1
Работа с
картами
атласа,
справочным
материалом.
Учебное
исследование,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт, работа
по
заполнению
контурных
карт.
Учебное
исследование,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт, работа
по
заполнению
контурных
карт.
Твор
ческ
ое.
Учебное
исследование,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
Твор
ческ
ое.
Твор
ческ
ое.
Твор
ческ
ое.
внешнеторгового
баланса. Основные
формы внешних
экономических связей.
31
29.04
Участие России в
международных
отраслевых и
региональных
организациях. Россия и
страны Содружества
Независимых
Государств (СНГ).
1
32
6.05
Участие России в
Международных
социально –
экономических и
геоэкологических
проектах.
1
33
13.05
карт, работа
по
заполнению
контурных
карт.
Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
контурных
карт.
Эвристическа
я беседа с
использовани
ем карт
атласа,
составление
таблицы.
РАЗДЕЛ III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа)
Тема 9. Глобальные проблемы человечества (1 час)
Понятие о глобальных 1
Разработка
Знать
Понимать
проблемах.
проекта
географические
географическую
Взаимосвязь
решения
аспекты глобальны специфику крупных
глобальных проблем.
х
регионов и стран мира одной из
проблем.
в условиях
проблем
человечества.
Знать понятия,
типы и
взаимосвязи
глобальных
глобализации.
Знать понятия, типы и
взаимосвязи
глобальных проблем.
м/м
презента
ция
«Между
народны
е
финансо
во –
экономи
ческие
отношен
ия»
Твор
ческ
ое.
Твор
ческ
ое.
м/м
презента
ция
«Глобал
ьные
проблем
ы
человече
ства».
№ 11
- 1, 2
проблем,
географическое
содержание
глобальных
проблем
человечества в
прошлом и
настоящем. Иметь
общее
представление о
современных
гипотезах развития
человечества
Заключение. Мир в XXI веке (1час)
34
20.05
Итоговый урок. Мир в
XXI веке. Зачет.
Обобщение знаний по
всему курсу.
Контрольная работа №
3
Тестирование.
Собеседовани
е.
Стр.
375