Положение о рабочих программах_2024-2025 (обновленное)

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
от 29.08.2024 № 315

Положение
о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального
общего, основного общего и среднего общего образования
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее - Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и
хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углублённым изучением
краеведения (далее - школа).
1.2.
Положение разработано на основании следующих нормативных актов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее - ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее - ФОП ООО);
приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (далее - ФОП СОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286»
Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287»
Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413» (Зарегистрировано в Минюсте России от 12 сентября 2022 г. № 70034)
Писем Минпросвещения России от 03.03.2023 N 03-327 "О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ"), от 22.05.2023 N 03870 "О направлении информации";

- Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углублённым изучением краеведением
1.3.В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
уровень образования (НОО, ООО, СОО) - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной
работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты
освоения образовательной программы;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
рабочая программа - методический документ, определяющий организацию образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий достижение
планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня образования;
учебный предмет - единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет
соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки;
учебный курс - целостная, логически завершенная часть содержания образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета
и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой осуществляется
освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета;
учебный модуль - часть содержания образования, в пределах которой осуществляется
освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного
курса либо нескольких взаимосвязанных разделов.
1.4.
Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Структура Федеральных рабочих программ служит основой для разработки рабочих программ по другим учебным предметам ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.
Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и
осуществляется педагогическим работником или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы.
1.5.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
- обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с
календарным учебным графиком;
- обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования;
- создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению; обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;

- определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля)
с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента обучающихся;
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
1.6.
Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП
НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир», «Труд (технология)».
1.7.
Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП
ООО и ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты
Родины», «Труд (технология)».
1.8.
Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки
рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП
СОО.
1.9.
Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих
программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника.
1.10.
Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до
замены его новым положением.
2.
Структура рабочей программы
2.1.
Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с требованиями ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО и локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.
2.2.
Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения.
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО, ООО, СОО должны содержать следующие обязательные компоненты:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми
для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование
материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 №
499 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущен-

ных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрирован 16.08.2024 № 79172)
Кроме этого, допускается использование Каталога цифрового образовательного контента
https://educont.ru, портала Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://schoolcollection.edu.ru
2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
СОО, кроме перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в разделе «Содержание учебного курса».
2.2.4. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Отобразить учёт рабочей программы воспитания необходимо приложением к рабочей программе «Формы учета рабочей программы воспитания»;
2.4.
Раздел «Пояснительная записка» включает:
- цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
- место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
- учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения предмета/учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля.
2.5.
Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля включает в себя непосредственную информацию о содержании
(наполнении) учебного предмета по годам обучения и может содержать информацию об освоении обучающимися универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности
2.6.
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля» конкретизируют соответствующий
раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований ФГОС. Все планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения обучающимися.
В разделе фиксируются:
- требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
- виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата;
2.7.
Тематическое планирование — это распределенное по тематическим разделам содержание рабочей программы предмета или курса внеурочной деятельности. Тематическое
планирование отличается от календарно-тематического, которое фиксирует содержание каждого учебного занятия.
Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы, состоящей из граф:
- наименование разделов и тем учебного предмета, планируемых для освоения обучающимися;
- количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы, с указанием количества оценочных процедур (контрольных, проверочных и диагностических
работ, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут), практических, лабораторных работ.
- содержание каждого учебного занятия.
- информацию об электронных (цифровых) образовательных ресурсах (ссылка)
что соответствует структуре федеральной рабочей программе учебного предмета.
При планировании оценочных процедур педагогическим работникам необходимо придерживаться рекомендаций, указанных в Письме Минпросвещения России № СК- 228/03, Рособрнадзора № 01-169/08-01 от 06.08.2021, в том числе:

- оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов должны быть запланированы не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема
учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в
текущем учебном году;
- не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением
учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании.
3.
Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1.
Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования) педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с
преподаваемым учебным предметом.
3.2.
Рабочая программа должна быть единой для всех учителей данного учебного
предмета, работающих в школе.
3.3.
Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО,
ООО, СОО).
3.4.
Рабочая программа разрабатывается на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня
образования;
- федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
- федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).
3.5.
Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с
федеральной рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной программы
уровня образования. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическим
работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).
3.6.
Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7 Положения:
- изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность изучения
учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;
- корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и
тем федеральной рабочей программы.
3.7.
Педагогический работник вправе:
- расширять содержание учебного предмета для углублённого изучения;
- конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей программы;
- выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858;
- при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые выпускают
организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699;
- выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения
и воспитания;
- подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
3.8.
Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения или неодобрения рабочей программы. Обязательному представлению на заседании методического объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе
учебно-методической литературы (рабочие программы элективов, предметных и учебных курсов, курсов внеурочной деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских подходов к
организации содержания учебного материала.

3.9.
Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом директора школы.
4.
Оформление и хранение рабочей программы
4.1.
Рабочая программа оформляется в электронном варианте.
4.2.
При составлении рабочих программ педагогическим работникам рекомендуется
использовать онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам
«Конструктор рабочих программ» (для работы необходима регистрация на сайте
https://edsoo.ru/constructor/).
4.3.
Электронная версия рабочей программы форматируется в текстовом редакторе
шрифтом (например, Times New Roman), кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств текстового редактора. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не
предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса
или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется.
4.4.
Электронный вариант рабочей программы хранится в течение всего периода ее
реализации в папке «Рабочие программы» на локальном диске.
4.5.
Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию программы. В аннотации указываются:
- название рабочей программы;
- краткая характеристика программы;
- срок, на который разработана рабочая программа;
- список приложений к рабочей программе (при наличии).
5.
Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1.
В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части
корректировки содержания рабочих программ, либо издаётся приказ об утверждении новой
программы.
5.2.
Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные
в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования.
6.
Реализация рабочей программы
6.1.
Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки качества.
6.2.
Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3.
Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
6.4.
Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:
- дистанционных образовательных технологий;
- модульных форм организации образовательной деятельности;
- сетевых форм организации образовательной деятельности;
- электронного обучения;
- различных форм внеурочной деятельности.
6.5.
При реализации рабочих программ не допускается:

- сокращение запланированной практической части
(контрольные, практические, лабораторные работы и др.);
- сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
6.6.
Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.

7.1.

7.
Контроль за реализацией рабочих программ
Контроль реализации рабочих программ производится по полугодиям учебного

года
7.2.
Этапы контроля
По окончанию контрольных периодов (1 полугодие, 2 полугодие) заместитель директора
по УВР (методист) анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством электронного журнала;
- итоги анализа оформляет справкой;
- результаты контроля по итогам полугодия рассматриваются на совещании при директоре
по итогам каждого периода;
- результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете.
8.
Поурочное и календарно-тематическое планирование
8.1.
Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ ООП НОО, ООО, СОО
является основой для создания Поурочного (календарно-тематического) планирования учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля.
8.2.
Поурочное планирование учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля не входит в состав рабочей программы.
Поурочное планирование учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля является самостоятельным документом.
8.3.
Разработка Поурочного планирования учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля к рабочей программе относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогическим работником индивидуально для определенных классов (групп) согласно педагогической нагрузке на текущий учебный
год.
8.4.
Поурочное планирование и КТП оформляется в электронном варианте в системе
https://myschool.72to.ru ФГИС «Моя школа»
8.5.
При составлении Поурочного планирования педагогическим работникам рекомендуется использовать онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным
предметам «Конструктор рабочих программ» (для работы необходима регистрация на сайте
https://edsoo.ru/constructor/).
8.6.
Поурочное планирование согласуется с заместителем директора по УВР, курирующим данное направление образовательной деятельности в школе при работе в системе ФГИС
«Моя школа»
8.7. Электронный вариант Поурочного планирования рабочей программы (копия ФГИС
«Моя школа») хранится в течение всего периода ее реализации в папке «Рабочие программы»
на локальном диске
8.8.
При корректировке поурочного планирования, КТП рабочей программы следует
изменить количество часов, отводимых на изучение раздела (темы) учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля). Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения
раздела (темы) из рабочей программы. Корректировка рабочей программы должна обеспечить
прохождение учебной программы и выполнение ее практической части качественно и в полном
объеме. Каждый педагог должен сделать записи в лист коррекции рабочей программы и начать
осуществления мероприятий по преодолению отставания по освоению содержания образования

при реализации рабочей программы. Факт проведения компенсационных мероприятий учитель
фиксирует в соответствующей графе листа коррекции рабочей программы учебного предмета.
Корректировка рабочих программ учебных предметов может быть осуществлена следующими способами:
— использованием резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения по
разделам (темам) содержания образования;
— слиянием близких по содержанию тем уроков;
— укрупнением дидактических единиц по предмету;
— организацией блочно-модульной технологии подачи учебного материала;
— уменьшением количества часов на письменные опросы (сочинения, изложения);
Скорректированные часы рекомендовано повторить или изучить в следующем учебном
году за счет резервных часов или повторения тем.
При корректировке КТП педагогу необходимо оформить бланк «Лист корректировки
КТП»
Лист корректировки рабочей программы
учебного предмета «Русский язык», 2 класс
Номер
урока
34
35
36
37
42

43

Тема урока
Гласные звуки (повторение и обобщение
представлений)
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне
Произношение ударного гласного звука в
корне слова и его обозначение на письме
Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук в
корне слова (изменение формы слова и подбор
однокоренных слов с ударным гласным)
Представление об орфограмме. Проверяемые
и непроверяемые орфограммы

Причина
корректировки
Прохождение курсовой
подготовки

Способ
корректировки
Объединить уроки
№ 34 и № 35
Объединить уроки
№ 36 и № 37
Объединить уроки
№ 42 и № 43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».