Положение об оказании логопедической помощи

Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения
(МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения)
ПРИКАЗ

13.08.2025

№

252осн

Об утверждении
Положения об оказании логопедической
помощи
На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", Распоряжения Министерства Просвещения
Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 "Об утверждении примерного
положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность" и с целью создания специальных условий
получения образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение об оказании логопедической помощи в МАОУ
СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения (приложение).
2. Признать утратившим силу приказ от 09.10.2023 №513осн «Об
утверждении Положения об оказании логопедической помощи».
3. Делопроизводителю Аленчик М.В. ознакомить с Положением об оказании
логопедической помощи в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения, утвержденным настоящим приказом, работников МАОУ
СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения под подпись.
4. Учителям-логопедам и дефектологам в своей деятельности
руководствоваться настоящим Положением.
5. Заместителю директора по УВР Рагозиной М.Ю. разместить Положение
об оказании логопедической помощи в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения, утвержденное настоящим приказом, на сайте
МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения в сети
«Интернет» в сроки, установленные законодательством.
Документ подписан электронной подписью

Серийный №: 181495399643094500622935930299388105576
Кому выдан: Кальченко Евгений Александрович
Действителен c 26.09.2024 по 20.12.2025

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор

Е.А. Кальченко

Лист ознакомления с приказом от 13.08.2025 № 252осн:
ФИО
Терехина Е.А.
Горчакова Н.Н.
Бакиева Л.А.
Гришан Д.И.

Должность
Учитель - логопед
Учитель - логопед
Учитель - логопед
Учитель - логопед

Дата

Подпись

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 9
города Тюмени с углубленным изучением
краеведения
от 13.08.2025 № 252осн
Положение об оказании логопедической помощи в МАОУ СОШ № 9
города Тюмени с углубленным изучением краеведения
1.

Общие положения

1.1. Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
регламентирует деятельность МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения (далее – образовательная организация) в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или)
письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Положение составлено на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 20 апреля 2021 г., рег. № 63180);

Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., рег. № 61573);

Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., рег. № 62297)

Распоряжения Министерства Просвещения Российской Федерации от
06 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об
организации логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
1.3. Задачами образовательной организации по оказанию логопедической
помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений

обучающихся;

организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;

организация
пропедевтической
логопедической
работы
с
обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в
развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по
вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
2.

Порядок оказания логопедической помощи в образовательной
организации

2.1. При оказании логопедической помощи образовательной организацией
ведется следующая документация:

Программы логопедической работы (приложение 1)

Годовой план работы учителя-логопеда.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). Годовой
план составляется до 1 сентября текущего учебного года и утверждается
руководителем образовательного учреждения.

Расписание занятий учителей-логопедов (приложение 2).
Расписание составляет учитель-логопед (учителя-логопеды) и утверждает
директор образовательной организации до 15 сентября текущего учебного года.

Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Документация для ППк (логопедическое представление, программа
логопедического
сопровождения,
лист
коррекционных
занятий,
лист
динамического наблюдения за обучающимся)

Список обучающихся, нуждающихся в логопедической
коррекции.
Срок и порядок хранения документов составляет три года с момента
завершения оказания логопедической помощи. Документация хранится в
соответствии с законодательством о защите персональных данных.
2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
штатным расписанием, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся;
2) количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 25 таких обучающихся;

3)количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной
учителем-логопедом
образовательной
организации,
из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 3 и №4 к
Положению).
Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся
по
запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное
обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи
и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих
признаки нарушения устной и (или) письменной речи. После получения запроса
учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с
учетом пункта 2.4 Положения.
2.4. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться
в течение всего учебного года и утверждается на заседании психологопедагогического консилиума школы.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка или письменного заявления родителей (законных
представителей) обучающегося (приложение 5 к Положению).
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
приказа руководителя Организации.
2.5. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в
индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и
периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы Организации, определенным Уставом и по согласованию с родителями
(законными представителями) обучающегося.
2.7. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется

учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.8. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и
состояния их здоровья и отвечающих санитарно- гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям.
2.9. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная, из которых 18 часов
отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально.
2.10. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Организации, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах,
специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов и размещения актуальной информации на
официальном сайте образовательной организации.
2.11.
На
консультативную,
методическую,
подготовительную,
организационную и иную работу отводится 2 часа. Прежде всего, в часы
консультаций учитель-логопед имеет возможность более тщательно обследовать
речь, давать рекомендации обучающимся и их родителям (очно либо посредством
внесения записей в тетрадь взаимодействия с родителями), проводить
консультации с родителями, учителями, оформлять необходимую документацию,
участвовать в профессиональных конкурсах, распространять опыт работы.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
3.1. Содержание работы по оказанию помощи детям, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования определяются учителем- логопедом
самостоятельно.
3.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от
формы получения образования и формы обучения.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме

групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических
занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее
двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом, определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в
форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических
занятий в неделю;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
Организацией.
3.4. Продолжительность
логопедических
занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном)-1 классах групповое занятие – 35-40 мин,
индивидуальное - 20 - 40 мин,
во 2 - 11 классах групповое занятие – 40-45 мин, индивидуальное - 20 - 40
мин.
3.5. Предельная наполняемость групповых занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, не более 6 - 8 человек;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, не более 6 - 8 человек;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной Организацией.
4. Ответственность учителей-логопедов, осуществляющих
логопедическую помощь в общеобразовательном учреждении
4.1. Учитель-логопед общеобразовательного учреждения персональную
ответственность за точность логопедического заключения; адекватность
применения диагностических и коррекционных методов, педагогических
технологий; ход и результаты работы с обучающимися; обоснованность
выдаваемых рекомендаций; за оформление и сохранность документации.

Приложение 1
Рабочая программа учителя-логопеда (далее рабочая программа) является
составной частью адаптированной основной образовательной программы
общеобразовательной организации и представляет совокупность учебнометодической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом
на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и
науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач
основной образовательной программы образовательного учреждения и отражает
пути реализации содержания сопровождения.
Рабочая программа разрабатывается для обучающихся с нарушением
интеллекта с учетом рекомендуемого им ПМПК варианта АООП образования
обучающихся с нарушением интеллекта.
Рабочие программы разрабатываются на основе требований к результатам
(личностным и предметным) освоения АООП образования обучающихся с
нарушением интеллекта с учетом программ, включенных в ее структуру.
Учитель – логопед распределяет время по разделам и темам
самостоятельно, ориентируясь на особенности психофизического развития
обучающихся с нарушением интеллекта.
После утверждения рабочая
программа становится
нормативным
документом,
реализуемым
в
данном
общеобразовательном учреждении.
Рабочая программа должна быть выполнена на компьютере. Текст
набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14,
межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля
«Обычные»: верхнее - 2см, левое 3 см., нижнее 2 см, правое 1,5 см, на листах
формата А4, ориентация страницы – «Книжная». Таблицы вставляются
непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Структура рабочих программ должны содержать:
1. Титульный лист.
Титульный лист содержит:
 полное наименование ОУ;
 грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы с
указание даты (рассмотрено
на заседании
МО, согласовано, утверждаю);
 название рабочей программы;
 классы, в которых реализуется рабочая программа;
 фамилия, имя и отчество составителя рабочей программы;
 название населенного пункта;
 год разработки рабочей программы.
2. Пояснительная записка конкретизирует:
 нормативные акты и учебно-методические документы, на основании
которых разработана рабочая программа;
 общие цели и задачи образования с учетом специфики рабочей
программы, категории обучающихся с нарушением интеллекта;
 обоснование выбора содержания рабочей программы.

3. Планируемые результаты освоения программы:
 в данном разделе отражаются результаты освоения рабочей программы,
курса, согласующиеся с поставленными ранее целями и задачами;
 в данном разделе могут фиксироваться элементы общей стратегии,
направления и технологии, а также специальные требования к условиям
формирования БУД у обучающихся с нарушением интеллекта.
4. Содержание программы с
указанием форм организации занятий
и основных видов деятельности обучающихся.
№п/п
Название раздела
Краткое содержание раздела

5. Календарно-тематическое планирование.
Обязательным приложением к рабочей программе является тематическое
планирование, представленное в виде таблицы. Увеличение/уменьшение
количества часов по темам возможно в зависимости от усвоения обучающимися
программного материала.
Тематическое планирование по (название рабочей программы)
Номер
Тема урока (раздел, темы)
Количество
заняти
часов
я

Дата

Приложение 2

№
урок
а
1

2
3
4
5

6
7

Врем
я

Расписание занятий учителя-логопеда
ФИО
(202___-202___ учебный год)
Понедельни Вторник
Среда
Четверг
к

Пятница

Приложение 3
Директору МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Е.А. Кальченко
от __________________________________
ФИО родителя
(законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я,
_______________________________________________________________________
____
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь
родителем
(законным
представителем)
_____________________________________
(нужное подчеркнуть)
_______________________________________________________________________
_______
_______________________________________________________________________
_______
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 4
Директору МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Е.А. Кальченко
от __________________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я,
_______________________________________________________________________
________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь
родителем
(законным
представителем)
_________________________________________
(нужное подчеркнуть)
_______________________________________________________________________
_________
_______________________________________________________________________
_________
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/психологопедагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 5
Директору МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Е.А. Кальченко
от __________________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я,
_______________________________________________________________________
________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь
родителем
(законным
представителем)
_________________________________________
(нужное подчеркнуть)
_______________________________________________________________________
_________
_______________________________________________________________________
_________
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
отказываюсь от проведения коррекционно-развивающих занятий с логопедом в
связи с
_______________________________________________________________________
_________
С речевым диагнозом ознакомлен(а). Рекомендации от логопеда получены, о
последствиях предупрежден(а). Претензий к МАОУ СОШ №9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения не имею.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».