Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения
(МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения)
ПРИКАЗ
13.08.2025
№
252осн
Об утверждении
Положения об оказании логопедической
помощи
На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", Распоряжения Министерства Просвещения
Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 "Об утверждении примерного
положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность" и с целью создания специальных условий
получения образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение об оказании логопедической помощи в МАОУ
СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения (приложение).
2. Признать утратившим силу приказ от 09.10.2023 №513осн «Об
утверждении Положения об оказании логопедической помощи».
3. Делопроизводителю Аленчик М.В. ознакомить с Положением об оказании
логопедической помощи в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения, утвержденным настоящим приказом, работников МАОУ
СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения под подпись.
4. Учителям-логопедам и дефектологам в своей деятельности
руководствоваться настоящим Положением.
5. Заместителю директора по УВР Рагозиной М.Ю. разместить Положение
об оказании логопедической помощи в МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения, утвержденное настоящим приказом, на сайте
МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения в сети
«Интернет» в сроки, установленные законодательством.
Документ подписан электронной подписью
Серийный №: 181495399643094500622935930299388105576
Кому выдан: Кальченко Евгений Александрович
Действителен c 26.09.2024 по 20.12.2025
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор
Е.А. Кальченко
Лист ознакомления с приказом от 13.08.2025 № 252осн:
ФИО
Терехина Е.А.
Горчакова Н.Н.
Бакиева Л.А.
Гришан Д.И.
Должность
Учитель - логопед
Учитель - логопед
Учитель - логопед
Учитель - логопед
Дата
Подпись
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 9
города Тюмени с углубленным изучением
краеведения
от 13.08.2025 № 252осн
Положение об оказании логопедической помощи в МАОУ СОШ № 9
города Тюмени с углубленным изучением краеведения
1.
Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
регламентирует деятельность МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным
изучением краеведения (далее – образовательная организация) в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или)
письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Положение составлено на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 20 апреля 2021 г., рег. № 63180);
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., рег. № 61573);
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., рег. № 62297)
Распоряжения Министерства Просвещения Российской Федерации от
06 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об
организации логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
1.3. Задачами образовательной организации по оказанию логопедической
помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;
организация
пропедевтической
логопедической
работы
с
обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в
развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по
вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
2.
Порядок оказания логопедической помощи в образовательной
организации
2.1. При оказании логопедической помощи образовательной организацией
ведется следующая документация:
Программы логопедической работы (приложение 1)
Годовой план работы учителя-логопеда.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). Годовой
план составляется до 1 сентября текущего учебного года и утверждается
руководителем образовательного учреждения.
Расписание занятий учителей-логопедов (приложение 2).
Расписание составляет учитель-логопед (учителя-логопеды) и утверждает
директор образовательной организации до 15 сентября текущего учебного года.
Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Документация для ППк (логопедическое представление, программа
логопедического
сопровождения,
лист
коррекционных
занятий,
лист
динамического наблюдения за обучающимся)
Список обучающихся, нуждающихся в логопедической
коррекции.
Срок и порядок хранения документов составляет три года с момента
завершения оказания логопедической помощи. Документация хранится в
соответствии с законодательством о защите персональных данных.
2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
штатным расписанием, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся;
2) количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 25 таких обучающихся;
3)количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной
учителем-логопедом
образовательной
организации,
из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 3 и №4 к
Положению).
Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся
по
запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное
обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи
и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих
признаки нарушения устной и (или) письменной речи. После получения запроса
учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с
учетом пункта 2.4 Положения.
2.4. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться
в течение всего учебного года и утверждается на заседании психологопедагогического консилиума школы.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка или письменного заявления родителей (законных
представителей) обучающегося (приложение 5 к Положению).
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
приказа руководителя Организации.
2.5. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в
индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и
периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы Организации, определенным Уставом и по согласованию с родителями
(законными представителями) обучающегося.
2.7. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.8. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и
состояния их здоровья и отвечающих санитарно- гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям.
2.9. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная, из которых 18 часов
отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально.
2.10. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Организации, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах,
специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов и размещения актуальной информации на
официальном сайте образовательной организации.
2.11.
На
консультативную,
методическую,
подготовительную,
организационную и иную работу отводится 2 часа. Прежде всего, в часы
консультаций учитель-логопед имеет возможность более тщательно обследовать
речь, давать рекомендации обучающимся и их родителям (очно либо посредством
внесения записей в тетрадь взаимодействия с родителями), проводить
консультации с родителями, учителями, оформлять необходимую документацию,
участвовать в профессиональных конкурсах, распространять опыт работы.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
3.1. Содержание работы по оказанию помощи детям, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования определяются учителем- логопедом
самостоятельно.
3.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от
формы получения образования и формы обучения.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических
занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее
двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом, определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в
форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических
занятий в неделю;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
Организацией.
3.4. Продолжительность
логопедических
занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном)-1 классах групповое занятие – 35-40 мин,
индивидуальное - 20 - 40 мин,
во 2 - 11 классах групповое занятие – 40-45 мин, индивидуальное - 20 - 40
мин.
3.5. Предельная наполняемость групповых занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, не более 6 - 8 человек;
2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, не более 6 - 8 человек;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной Организацией.
4. Ответственность учителей-логопедов, осуществляющих
логопедическую помощь в общеобразовательном учреждении
4.1. Учитель-логопед общеобразовательного учреждения персональную
ответственность за точность логопедического заключения; адекватность
применения диагностических и коррекционных методов, педагогических
технологий; ход и результаты работы с обучающимися; обоснованность
выдаваемых рекомендаций; за оформление и сохранность документации.
Приложение 1
Рабочая программа учителя-логопеда (далее рабочая программа) является
составной частью адаптированной основной образовательной программы
общеобразовательной организации и представляет совокупность учебнометодической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом
на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и
науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач
основной образовательной программы образовательного учреждения и отражает
пути реализации содержания сопровождения.
Рабочая программа разрабатывается для обучающихся с нарушением
интеллекта с учетом рекомендуемого им ПМПК варианта АООП образования
обучающихся с нарушением интеллекта.
Рабочие программы разрабатываются на основе требований к результатам
(личностным и предметным) освоения АООП образования обучающихся с
нарушением интеллекта с учетом программ, включенных в ее структуру.
Учитель – логопед распределяет время по разделам и темам
самостоятельно, ориентируясь на особенности психофизического развития
обучающихся с нарушением интеллекта.
После утверждения рабочая
программа становится
нормативным
документом,
реализуемым
в
данном
общеобразовательном учреждении.
Рабочая программа должна быть выполнена на компьютере. Текст
набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14,
межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля
«Обычные»: верхнее - 2см, левое 3 см., нижнее 2 см, правое 1,5 см, на листах
формата А4, ориентация страницы – «Книжная». Таблицы вставляются
непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Структура рабочих программ должны содержать:
1. Титульный лист.
Титульный лист содержит:
полное наименование ОУ;
грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы с
указание даты (рассмотрено
на заседании
МО, согласовано, утверждаю);
название рабочей программы;
классы, в которых реализуется рабочая программа;
фамилия, имя и отчество составителя рабочей программы;
название населенного пункта;
год разработки рабочей программы.
2. Пояснительная записка конкретизирует:
нормативные акты и учебно-методические документы, на основании
которых разработана рабочая программа;
общие цели и задачи образования с учетом специфики рабочей
программы, категории обучающихся с нарушением интеллекта;
обоснование выбора содержания рабочей программы.
3. Планируемые результаты освоения программы:
в данном разделе отражаются результаты освоения рабочей программы,
курса, согласующиеся с поставленными ранее целями и задачами;
в данном разделе могут фиксироваться элементы общей стратегии,
направления и технологии, а также специальные требования к условиям
формирования БУД у обучающихся с нарушением интеллекта.
4. Содержание программы с
указанием форм организации занятий
и основных видов деятельности обучающихся.
№п/п
Название раздела
Краткое содержание раздела
5. Календарно-тематическое планирование.
Обязательным приложением к рабочей программе является тематическое
планирование, представленное в виде таблицы. Увеличение/уменьшение
количества часов по темам возможно в зависимости от усвоения обучающимися
программного материала.
Тематическое планирование по (название рабочей программы)
Номер
Тема урока (раздел, темы)
Количество
заняти
часов
я
Дата
Приложение 2
№
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
Врем
я
Расписание занятий учителя-логопеда
ФИО
(202___-202___ учебный год)
Понедельни Вторник
Среда
Четверг
к
Пятница
Приложение 3
Директору МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Е.А. Кальченко
от __________________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я,
_______________________________________________________________________
____
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь
родителем
(законным
представителем)
_____________________________________
(нужное подчеркнуть)
_______________________________________________________________________
_______
_______________________________________________________________________
_______
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 4
Директору МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Е.А. Кальченко
от __________________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я,
_______________________________________________________________________
________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь
родителем
(законным
представителем)
_________________________________________
(нужное подчеркнуть)
_______________________________________________________________________
_________
_______________________________________________________________________
_________
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/психологопедагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 5
Директору МАОУ СОШ №9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
Е.А. Кальченко
от __________________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я,
_______________________________________________________________________
________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь
родителем
(законным
представителем)
_________________________________________
(нужное подчеркнуть)
_______________________________________________________________________
_________
_______________________________________________________________________
_________
(ФИО, класс, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
отказываюсь от проведения коррекционно-развивающих занятий с логопедом в
связи с
_______________________________________________________________________
_________
С речевым диагнозом ознакомлен(а). Рекомендации от логопеда получены, о
последствиях предупрежден(а). Претензий к МАОУ СОШ №9 города Тюмени с
углубленным изучением краеведения не имею.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)